«Э.В. ИЛЬЕНКОВ О РОЛИ ИДЕАЛЬНОГО В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ИНДИВИДА»
О.А. Науменко – Национальный Университет Узбекистана
Один из выдающихся философов, психологов и педагогов современной России Э.В. Ильенков сформулировал оригинальные положения, касающиеся категорий «идеал» и «идеальное». «Идеальное» Э.В. Ильенков понимал как отражение внешнего мира в формах деятельности человека, а также в формах его сознания и воли. При этом Э.В. Ильенков делал акцент на то, что идеальное есть не индивидуально-психологический, и тем более не физиологический акт, а факт общеественно-исторический, продукт и форма духовного производства. Эвальд Васильевич Ильенков убедительно обосновал основополагающую роль идеального в процессе личностного становления индивида. Философ считал, что фундаментом для этого процесса является способность человека действовать в идеальном плане, т.е. осваивать всеобщую меру бытия вещей. Тайна творческой способности человека, по Э.В. Ильенкову, связана с природой идеи, идеального. Идеи, по его мнению, это не предельные абстракции нашего рассудка, а своего рода «образцы», нормы бытия. Идеи выводят человека в реальность, сообщающую, генерирующую, инициирующую через него смысл его же активности – как внутренней, так и внешней.
Э.В. Ильенков считал, что творчество только в той мере есть открытие вечности и свободы, в какой оно есть обретение идеальности и объективного смысла. Бессмысленная же деятельность суживает человеческие возможности и, тем самым, непосредственно несёт в себе фальшь и несправедливость. Предметы, создаваемые человеком в акте творчества, должны внутренне соответствовать своему предназначению. Только в этом случае они получают эстетическую и этическую значимость. Э.В. Ильенков был убеждён в том, что науку и искусство мы именно потому относим к высоким сферам творчества, что выявляемые ими ценности – истина и красота, – суть всеобщие характеристики, неотъемлемые признаки вечной и единой реальности.
Также Э.В. Ильенков, в последние годы жизни, мнгого внимания уделял анализу теоретических и методологических проблем формирования высших психических способностей человека, особенно в связи с выдающимися исследованиями Александра Ивановича Мещерякова по становлению и развитию психики слепоглухонемых детей. В решении этих вопросов обнаружились возможности тонкой историко-философской реконструкции проблемы личности, выявленные Э.В. Ильенковым. Проблема психического (личностного) развития слепоглухонемого ребёнка не содержит в понимании Э.В. Ильенкова, ни грана дефектологической специфики, скорее, наоборот, она высвечивает всеобщие нормы индивидуального развития человека «в чистом виде».
Для философии советского периода мысли Эвальда Васильевича Ильенкова были не просто свежими и актуальными, они предвосхитили идеи рассмотрения категории «идеального» в XXI веке и повлияли на развитие историко-философской, психологической, педагогической и диалектической мысли не только в России и странах СНГ, но и на Западе.
Список литературы:
- Ильенков Э.В. «А.И.Мещеряков и его педагогика» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.12067, 20.05.2005
- Ильенков Э.В. «Об идолах и идеалах». М., 1968