ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Науменко О.А. – Национальный Университет Узбекистана.
Вся жизнь неразрывно связана с понятиями «свобода» и «ответственность». При постоянном употреблении этих слов мы часто забываем их истинное значение, в результате чего они превращаются в противоположные – «несвобода» и «безответственность». Правильное понимание категорий «свобода» и «ответственность» может сыграть решающую роль в формировании гармонически развитого поколения в условиях формирования и становления демократических ценностей в нашей стране.
Дадим краткую характеристику категорий «свобода» и «ответственность».
Свобода – это возможность действовать в соответствии со своими идеалами, интересами и целями. Под лозунгом свободы сформировалась западная цивилизация. Свобода – действительная ценность и средство манипуляции. Она имеет определённое содержание, что отмечали многие мыслители: «соблазнительное имя, вводящее в заблуждение» (Томас Гоббс), «странная вещь» (Иоганн Гёте), «многозначная, доступная величайшим недоразумениям идея» (Георг Гегель). Традиционно свобода раскрывается через систему субординированных понятий (например, «свобода от», «свобода для», воля, произвол, необходимость, отчуждение, ответственность и ряд других). Многими философами свобода рассматривается как термин, обозначающий разное содержание, формировавшееся в разные эпохи (например, немецкий философ Ганс Георг Гадамер).
Проблема свободы разрабатывалась в двух основных вариантах:
1) гносеологическом, который видит основу свободы в познании (Бенедикт Спиноза, Георг Гегель и другие);
2) гуманистически-натуралистическом, предполагающем возможность раскрытия природных или приобретённых в культуре задатков и способностей, творчества и самого себя, формирования целостной, гармонически развитой личности (романтики, К. Маркс, Батищев и другие).
Кроме того, свобода в одних случаях истолковывается как коренная характеристика бытия самого по себе, субстанциональный источник сущего (ранний Николай Бердяев, немецкие мистики), в других – как «несубстанциональная основа» подлинности человека, «осуждённого в каждый момент выбирать себя» (Жан-Поль Сартр). В настоящее время проблема свободы исследуется с учётом новой реальности, возникающей в режиме цивилизационного поворота, прежде всего глобализации и информатизации общества. В этих условиях личность подвержена особому воздействию со стороны общества, в котором происходит «парадигмальный» переворот.
Ответственность – результат человеческого поступка, касающийся самого субъекта. Ответственность тесно связана с культурой, включая и правовую культуру. Ответственность предполагает сознание последствий в момент деяния, что фиксируется понятием вины. Работы по истории культуры подтверждают, что, только «овладев культурой воли, пройдя школу самоуважения, научившись отвечать за свои поступки», человек становится по-настоящему свободным. Согласно российскому философу, исследователю-культурологу Аверинцеву, в античном языческом мире были люди, которые пользовались во внеслужебное время и в своём кругу полной «свободой» беспорядочного, не связанного никакими обязательствами, удовлетворения своих физических импульсов. «Но люди эти были – рабы. – Продолжает Аверинцев. – Свободнорождённые жили иначе». Свободный – выбирает, несвободный – подчиняется позыву. Свободный человек находится внутри «объективной смысловой связи ценностей», несвободный – за её пределами. Именно вина, формируемая в этой «смысловой связи», а не действие (или бездействие) само по себе является «причиной, началом, источником» ответственности. И только способность взять на себя ответственность делает человека свободным.
Анализируя эти категории, напрашивается вывод о том, что человек сегодняшнего дня абсолютно несвободен, полностью зависим от окружающего его мира. Но есть и другая альтернатива. Человек свободен в выборе. Человек всегда может выбирать то, чего он достоин. Эта характеристика человеческого существа распространяется на все сферы общественной жизни – духовную, социальную, политическую и экономическую. Опьянение свободой человека – «царя природы» постепенно сменяется отчаянием человека – «ошибки природы». Свобода человеческой деятельности привела к насилию над самим же человеком и природой. Неминуемая ответственность за надругательство над природой превратилась в безликий призрак. Завеса мнимой свободы мешает человечеству реально оценить тот ущерб, который оно нанесло себе и окружающей среде. Глобальные проблемы – это первый этап проявления последствий активной человеческой деятельности. Второй этап – глобальные стихийные бедствия, катастрофы, причиной которых в основном является антропогенный фактор. Ответственность должна превратиться в обязательное условие свободы: «Я ответственен за выбор, а значит, я свободен». От осмысления этой формулы во многом зависит формирование гармоничной всесторонне развитой личности.
Человек выбирает между добром и злом, действием и бездействием, жизнью и смертью, страстью и равнодушием …. Но означает ли это, что мы всегда делаем правильный выбор, и тем более несём ответственность за него? Да! Тогда почему не прекращаются войны, процветает коррупция нарко- и работорговля, появляется «синдром Бога» («Я могу всё!») и т.д.? Значит, мы не делаем выводов из прошлых ошибок. Вот почему сегодня большое внимание уделяется возрождению духовных ценностей, многие люди пытаются найти ответ в религии. А может быть это просто ещё одна попытка уйти от ответственности: «Я свободен в выборе, а ответственность пусть несёт Бог или кто-то там ещё»? Мы усиленно забываем, что частичка Бога есть в нас самих и что только человек и никто другой не может, не должен и не будет нести ответственность за свою деятельность. Истинное величие человека состоит в том, что он в самую последнюю минуту находит выход из самого безвыходного положения. Главное – успеть вовремя. Здесь действует принцип – если поздно, значит уже никогда. Пока есть силы их нужно тратить по правильному назначению.
Ещё можно сохранить то, что осталось. А для этого необходимо победить суперэгоизм, почувствовать себя подлинно Человеком и разумным хозяином своего дома – Земли. Именно качества настоящего человека необходимо всеми силами воспитывать в подрастающем поколении. Если молодёжь не откроет для себя простую истину о взаимосвязи и взаимозависимости человека, природы и общества, то дальнейшее продвижение вперёд невозможно.
Итак, свобода – это не эйфория ХХ века, а испытание человечества в XXI веке. Освободиться от оков абсолютной прагматики, соединиться с природой, почувствовать её своим сердцем, душой – вот возможная промежуточная цель. Богатство, власть, пристрастия делают нас своими рабами, а значит, мы теряем свободу. Страх ответственности должен привести человечество в чувство и послужить толчком к направленному, кооперированному действию. Тем более перед нами стоит грандиозная и благородная цель – воспитание в духе патриотизма, любви и уважения к природе гармонически развитого поколения.
Content-Disposition: form-data; name="sort"
50
|