ИСТОРИЧЕСКАЯ И ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
ВОЗЗРЕНИЙ ТЕОРЕТИКОВ РУССКОГО АНАРХИЗМА
О.А. Науменко
Национальный Университет Узбекистана
Мир изобилует бесконечными преступлениями, техногенными катастрофами, стихийными бедствиями и т.п. И очень часто, говоря о нарушении законов, используют слово «анархия», то есть «безвластие».
В сознании одних людей это понятие ассоциируется со страхом, олицетворяет нечто безумное, неуправляемое, не поддающееся контролю. В сознании же других - оно означает вседозволенность, безнаказанность за любые поступки и даже преступления. Философ, на мой взгляд, является поборником исторической ценности и справедливости. И поэтому необходимо соблюдать эти принципы по отношению к любому понятию или теории.
Философское, общественно-политическое учение анархизма ставит своей целью освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти. Стремление к анархии, как образ мышления, встречается уже у киников и в раннем христианстве, а также в хилиастических сектах средневековья. Цельная теория анархии и анархизма возникла в трудах английского писателя Уильяма Годвина, сформулировавшего концепцию «общества без государства» в книге «Исследование о политической справедливости» (1793г.). По мнению некоторых исследователей, философской основой анархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм.
Возникновение философской теории анархизма связывают с именами немецкого мыслителя Макса Штирнера (псевдоним Каспара Шмидта, 1806 – 1856), французского философа Пьер-Жозеф Прудона (1809 – 1865) и крупнейших теоретиков этого учения М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина.
Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) – революционер, идеолог анархизма и народничества. Увлёкшись идеями Фихте и Гегеля, истолковывал философию последнего в консервативном духе. Статья Бакунина «О философии» - одна из первых в России попыток определить предмет и задачи философии, опираясь на идеи «Логики» и «Феноменологии духа» Гегеля. Бакунин участвовал в революциях 1848-49гг. в Праге и Дрездене. Был «заключённым камеры №7 Шлиссельбургской крепости». Бежал. Жил в Западной Европе. Сотрудничал с Герценом и Огарёвым, был участником I Интернационала.
По Бакунину [1], история - это движение человечества из «царства животности» в «царство свободы». Главный угнетатель человечества - государство, опирающееся на фикцию бога [2]. Религия – «коллективное сумасшествие», уродливый продукт сознания угнетённых масс, а церковь – «род небесного кабака», в котором народ старается забыть о своей ежедневной беде. Чтобы привести человечество к «царству свободы» необходимо прежде всего «взорвать» государство и исключить из жизни народа принцип власти. На месте государства, по мнению Бакунина, должна появиться «свободная федерация» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций [3]. Бакунин считал, что только революционные стремления народных масс способны изменить общество.
Примечательна концепция Петра Алексеевича Кропоткина (1842 – 1921) – князя-рюриковича, философа, демократа, учёного-географа, путешественника, естествоиспытателя, участника движения народничества. За свои революционные идеи он был арестован и заключён в тюрьму. Бежал за границу. После смерти Бакунина стал главой международного анархизма. В 1917г. после свержения самодержавия вернулся в Россию. Он выступил против диктатуры пролетариата и марксизма и считал [4], что сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальных революций можно ввести так называемый анархический (безгосударственный) коммунизм. Социальную революцию Кропоткин считал закономерным явлением исторического прогресса.
Сам Кропоткин-учёный писал: «Анархия есть миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений, охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ. Её метод исследования – метод естественных наук…» [4,41]. Единственно научным методом мышления Кропоткин считал индуктивно-дедуктивный метод естествознания. По мнению Кропоткина, «человек есть часть природы, а его личная и общественная жизнь - есть также явление природы, как и рост цветка или развитие общественной жизни у муравьёв…»[4,43].
Будущее общества Пётр Кропоткин представлял как федерацию свободных производственных общин (коммун), где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Главной движущей силой развития общества идеологи анархизма вообще, и особенно Кропоткин, считали солидарность, взаимопомощь людей; взаимопомощь - главный закон развития общества, основа прогресса. По мнению Кропоткина, взаимопомощь исключает власть.
«Мы, - писал Кропоткин, - ненавидим всякую власть человека над человеком и стараемся… положить ей конец. Полное уважение к свободе и к жизни личности отвергает всякое управление человека человеком» [4,79].
Многие высказанные Петром Алексеевичем Кропоткиным идеи стали значительным достижением человеческой культуры, а отдельные из них - идея о местном самоуправлении, местной инициативе, минимизация централистских функций государства и т.д. - актуальны и сегодня.
Идеи теоретиков русского анархизма легли в основу движений «хиппи», «новых левых», получили широкое распространение во многих странах мира. Конечно же понимание под обыденным анархизмом «безвластия», «беззакония» имеет место быть. Но ценность, особенно гуманистическая, красной нитью проходит через всё общественно-политическое учение анархизма и, на мой взгляд, должна справедливо преподноситься во избежание подмены понятий и с целью соблюдения исторической честности.
1. Бакунин М.А. Собрание сочинений и писем 1828 – 1876, т. 4. Издательство всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев. М.: 1935
2. Философский словарь. М.: Издательство политической литературы, 1986
3. История философии в СССР. В 5-ти тт. Т.3 . М.: «Наука», 1968
4. История философии в СССР. В 5-ти тт. Т.4 . М.: «Наука», 1971
5. Кропоткин П.А. «Современная наука и анархия». Пг.-М.: 1920
|