СОВРЕМЕННА ЛИ ФИЛОСОФИЯ?
Суббота, 23.11.2024, 19:30
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [50]
Статьи по инвайронментализму [9]
Инвайронментализм - течение по охране окружающей среды

Наш опрос
Как Вы оцениваете свои знания в области философии?
Всего ответов: 58

Главная » Статьи » Статьи по инвайронментализму

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАДИГМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАДИГМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 
Науменко О.А. – Национальный Университет

Узбекистана имени Мирзо Улугбека

 

     Термин «экологическое мышление» сегодня очень популярен. Он используется большинством учёных-экологов, философов, специалистов других областей. Формирование и утверждение экологического мышления на данном этапе развития взаимоотношения в рамках системы «человек - природа» просто необходимо. Человечество подошло к такой точке в этой системе, что, оборачиваясь назад зрит только негативные последствия своей деятельности, нанесшей колоссальный ущерб окружающей среде. А ведь не все признают это, считая, что все процессы, происходящие сегодня на Земле, естественны.

     Важнейшими составными элементами экологического мышления являются экологическая активность и ответственность. Именно от их формирования зависит реализация установок, направленных на устойчивое изменение мышления человека в сторону экологии и заботы об окружающей среде. Однако эта проблема охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности, а особенно экономику. Именно материально-производственный фактор, преимущественно в индустриальных и развивающихся странах движет порой хищническими потребностями человека, живущего только сегодняшним днём. Но ведь наступит завтра! Или мы не хотим этого?

     Парадигма экологического мышления ХХ века базировалась на:

     пассивном наблюдении за воздействием человека на окружающую среду;

     констатацию фактов;

     подсчётах урона;

     проводимых мероприятиях по воспитанию молодёжи в духе любви и уважения к природе;

      на итогах многочисленных семинаров, конференций, симпозиумов, саммитов и т.д. и т.п.

     Но начало ХХI века показывает, что эта парадигма не дала того эффективного результата, который был продуман в перспективе. Хотя деятельность экологических организаций за последние десятилетия заметно активизировалась, факты говорят о том, что природа истощается слишком быстро и в больших масштабах. Экологические проблемы имеются практически во всех странах и, зачастую, не могут быть решены без международного вмешательства. Как правило, источником возникновения экологических проблем является человеческая деятельность или, просто-напросто, вредительство (об этом наглядно свидетельствуют лесные пожары августа 2007г., охватившие Южную Европу, причиной которых в большинстве случаев были умышленные поджоги).

     Сегодня экологические проблемы можно разделить по их масштабности: локальные (национальные), охватывающие территорию одной страны, региональные, распространившиеся на территории нескольких государств, на суше или на море и глобальные – проблемы, имеющие статус самых широкомасштабных и угрожающих человечеству в целом. Но ни одна из этих категорий не является проблемой одного или нескольких государств. Это проблемы всего человечества. При решении экологических проблем важно не только перекрыть их источник, но сделать так, чтобы этого больше никогда не повторилось. А это уже задача экологической философии.

     В условиях глобальной информатизации большое количество людей получает доступ к любой информации. Человек осведомлён о том, каковы результаты его деятельности не только по экономическим показателям, но и по экологическому урону. Когда мы говорим о формировании экологического мышления, то есть осознанного, оптимального и сведённого к минимальному негативному результату воздействия на окружающую среду, то имеем в виду экологическое воспитание, которое начинается c малых лет. Введение не только в школах, но уже и в детских садах курсов по экологии и охране окружающей среды, поможет подготовить ребёнка к дальнейшей деятельности, совмещённой c экологической активностью и ответственностью. Это уже первый шаг на пути к формированию нового экологического мышления, основанного на экологическом действии. Изменение старой парадигмы потребует ломки стандартов экологического мышления. Это может привести к экономическому кризису в мировом масштабе, но поможет спасти Землю и человека на Земле, по крайней мере, от самой человеческой деятельности.

     Современные учёные-экологи признают, что движущими механизмами изменения парадигмы экологического мышления являются: интеграция, универсализация и интенсификация[1]. Интеграция – объединение всех стран, всего человечества для решения экологических проблем. Универсализация – разработка и применение универсальных методов стабилизации экологической ситуации. Интенсификация – повышение экологической активности, внедрение новых, экологически щадящих систем человеческой деятельности, реальное снижение экологического риска. В данном контексте уместно говорить об экологическом направлении инвайронментализма и экологической философии.

     Environmental – понятие, взятое из английского языка, означающее: «относящийся к окружающей среде, обстановке, окружению, экзогенный (как специальный термин) »[2]. Учёный-эколог Н.Ф. Реймерс определяет термин «энвайронментология» или «энвироника», как «средологию», охрану окружающей человека среды[3]. О.Н. Яницкий в статье «Инвайронментализм – идеология будущего?» рассуждает об инвайронментализме как о новой экологической парадигме[4]. Инвайронментализм или инвайронментология определяет собой собственно научно-исследовательскую сферу экологии, стремящуюся к объективному исследованию и объяснению эмпирического (исторического) факта, события, явления, ситуации в их взаимосвязи c окружающей средой. Инвайронментализм выражает стремление к пониманию того, как происходит формирование и становление факта, явления, ситуации, каковы причины этого и в каком направлении идёт вышеозначенное событие, явление, ситуация при взаимодействии c окружающей средой[5].

     В свете изменения парадигмы экологического мышления к концу ХХ века появляется новая ветвь философской рефлексии – экологическая философия, которая сосредоточила на себе задачу комплексных философско-социальных исследований взаимодействия общества и природы, обоснование обусловленности и единства исторических и экологических явлений, обоснование существования любого объекта в зависимости от параметров окружающей среды. Эта обусловленность сосуществования распространяется на все без исключения аспекты бытия – физические, исторические, социальные, нравственные, экологические и другие. В этом своём понимании экологическая философия становится мировоззрением, наукой об условиях бытия вещей и явлений в этом мире[6].

     Инвайронментализм и экологическая философия как мировоззренческие системы и возможные новые парадигмы не панацея, так как, в конечном счёте, всё зависит от самого человека. А сам человек может продолжать жить одним днём, думая, что «завтра всё равно астероид уничтожит Землю». Свобода выбора есть всегда…

 

 



[1]Мамашакиров С.М. Роль социально-политических факторов в формировании экологической активности и ответственности. Автореферат на соискание учёной степени д.ф.н. Т., 1997г.

[2]Алмаев Г.Н. Экологический ситуационизм // Ситуационные исследования. Вып. 2. Казань, 2006. С. 61-62

[3]Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994. С. 13

[4]Яницкий О.Н. Инвайронментализм – идеология будущего? // Наука в России, №2, 1994. С. 82-88

[5]Алмаев Г.Н. Экологический ситуационизм // Ситуационные исследования. Вып. 2. Казань, 2006. С. 61-62

[6]Там же

Категория: Статьи по инвайронментализму | Добавил: philosophy (10.04.2008)
Просмотров: 1861 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz