СОВРЕМЕННА ЛИ ФИЛОСОФИЯ?
Вторник, 21.05.2024, 06:29
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [50]
Статьи по инвайронментализму [9]
Инвайронментализм - течение по охране окружающей среды

Наш опрос
Как Вы считаете, что влияет на изменение климата?
Всего ответов: 66

Главная » Статьи » Статьи по инвайронментализму

ИНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
ИНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Науменко О.А. – ст. преподаватель Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

Сегодня только ленивый не говорит о глобализации как феномене человеческой культуры и цивилизации. Глобализация рассматривается через призму различных аспектов, среди которых наиболее распространёнными являются политический, экономический, социальный и культурно-духовный аспекты. Однако уместно говорить также и о глобализации в сфере международных экологических отношений и большое значение в этом аспекте имеют инвайронменталистские концепции, распространившиеся в ХХ веке во многих западных странах. 
Инвайронментализм (с англ. environment – «окружающая среда») – это, прежде всего, общетеоретическая и мировоззренческая ориентация, в центре внимания которой находится взаимодействие социальных образований со средой их обитания, проявляющееся в различных сферах теоретизирования, таких как социология, философия, право, этика, эстетика и т.п. Также под инвайронментализмом понимается движение за качество среды обитания. В рамках социологии инвайронментализм представляет собой дисциплину, использующую социально-экологический подход и ограничивающую его рамками локального сообщества с окружающей его средой. 
В философии же инвайронментализм раздвигает рамки локального сообщества и экстраполирует свой понятийно-категориальный аппарат на глобальный уровень. Более того, инвайронментализм – это философско-методологический подход в науке и философии, направленный на изучение человеко-средовых отношений и улучшение качества среды обитания человека и всего живого на планете . Появление философии инвайронментализма отражает концептуальный «экологический поворот», который становится, можно сказать, самым значительным событием в истории научно мысли после так называемого «лингвистического поворота», ознаменовавшего в своё время начало аналитической традиции в современной философии . Ключевой особенностью инвайронментализма является то, что он развивается не только как теория, но и как определённая коммуникативная практика, направленная на расширение когнитивной и праксеологической области деятельности человека и формирование экологически ориентированной «жизненной политики» общества. Это означает, что цель научной работы в инвайронментализме преломляется в задачу сделать мир более приемлемым и обитаемым для человека и всего живого на земле .
Футуролог Э. Ласло пишет: «Вопрос вопросов в том, хватит ли нашему виду разума, чтобы выжить» . Отвечая на этот вопрос, инвайроментализм призван дополнить современные представления о роли экологического состояния природной среды изучением экологического состояния сознания, так как всякая проблемная реальность возникает как (не)осознанный результат действия сознания на окружающий мир. В этом состоит отличие инвайронментализма от традиционной социальной экологии.
Современная экологическая ситуация обрисована в таком количестве периодических научных и научно-популярных изданий, что если бы их не издавали на бумажных носителях, то на Земле одним или двумя лесами было бы больше. Кризис очевиден. И дело не в том, что наблюдается повсеместное изменение климата и фиксируется загрязнение атмосферы и гидросферы, периодически эти изменения происходят на нашей планете. Проблема заключается в том, что изменения являются переходным этапом от одной эры к другой в течение сотен тысяч лет, человек же своим нерациональным природопользованием сократил временной промежуток одного из таких переходов на сотню другую тысячелетий. Восстановить гармонию человека и природы это призрачная идея, заниматься воплощением которой, просто бессмысленно. Концепции инвайронментализма, среди которых консервационизм, экологизм и др., направлены на сохранение имеющегося природного генофонда путём ужесточения морально-этических, и главное правовых норм. 
Мы говорим о глобализации в сфере экологии, но подразумеваем глобализацию всех сфер жизнедеятельности человека. Современная политическая ситуация настолько стала предсказуемой, что можно вывести своеобразный тезис глобализационно-политической парадигмы: «Глобализация сепаратизма». Естественным является тот факт, что проводить какую бы то ни было экологическую политику в странах с нестабильной политической и экономической ситуацией, по меньшей мере, не результативно. Парадоксально, но человечество, зная об угрозе своему существованию, с какой-то непонятной, но научно обоснованной наивностью игнорирует её.
У оппонентов инвайронментализма главным аргументом против является примат ценности окружающей среды над ценностью человеческого существования. Это не совсем корректное аргументирование. Действительно, радикально настроенные экологисты готовы пойти на определённые репрессии по отношению к некоторым потребностям человека, с целью сохранения экосистем. Но делается это, в первую очередь, для спасения самого человека, для возможности жизни и существования будущих поколений людей. 
Инвайронментализм сегодня может претендовать на роль глобальной идеологии, способной объединить всё человечество для решения не только экологических, но и других проблем. Главной и основной ценностью в инвайронментализме является «среда», но среда не в обыденном её понимании, а среда, находящаяся между субъектом – Я и объектом – Другим. Окружающая среда испытывает на себе непосильный гнёт, который постепенно слагается в катастрофические последствия. Формирование экологического сознания и экологической ответственности является поворотным пунктом в переходе к «Новой экологической парадигме» (или «Новой инвайронментальной парадигме»), наметившейся в инвайронментализме к концу ХХ века. Что же может измениться, если слова так и останутся бумажными символами? Ни среда, ни человек сознающий опасность не могут ждать конца сложа руки. Всё зависит от эколого-политической, эколого-экономической, эколого-социальной и эколого-культуро-духовной активности элиты. Сегодня место и значение элиты, особенно на постсоветском пространстве настолько низко в социальной иерархии, что на первый взгляд кажется, что изменить уже ничего нельзя. На самом деле необходимо предоставить свободу действий представителям так называемой «инвайронментальной интеллигенции». 
Основными рычагами воздействия на формирование подлинно экологического сознания и рационального отношения к окружающей среде является пропаганда экологически активного образа жизни, призыв к пользованию экологически безопасными источниками энергии и техническими средствами. Конечно, это дело не одного десятилетия, но важно, чтобы процесс целенаправленно двигался к промежуточной цели – формирование экологической ответственности за свою промышленную, хозяйственную и бытовую деятельность.
Пока я пишу эту статью, и пока её читают, на планете исчезает один из видов растительного и животного разнообразия навсегда. Из-за бесконтрольной деятельности, подогреваемой растущими человеческими потребностями, природная окружающая среда отвечает на такой безобразный вызов человечеству по-своему (стихийные бедствия, глобальные катастрофы и т.п.). Немецкий философ Фридрих Энгельс писал по этому поводу: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит» . Если человечество не сможет решить глобальные проблемы современности, тогда и жить ему незачем. Искать новые планеты для последующего их разграбления и опустошения – это верх безумия. Природа нам всё даёт, только использовать всё это нужно по назначению, применяя безотходное производство, переход на экологические виды энергии и топлива. Наша планета в состоянии накормить, обуть и обогреть более 10 млрд. человек, но почему же мы не можем унять свои постоянно растущие и по большому счёту безрассудные потребности? Такие желания и страсти губительны не только для природы, но и для человека. Задача инвайронментализма в условиях глобализации заключается в жёстком регулировании потребностей человека, связанных с промышленной и хозяйственной деятельностью при помощи принудительного обучения основам экологической грамотности и доведения инвайронментальных ценностей до сознания каждого человека, начиная с детства. Возможно, такие мероприятия покажутся недемократичными, но ведь речь идёт о спасении Земли и человечества на ней. Без окружающей среды и без биоразнообразия дни человека на планете сочтены. Выбор лишь за нами. 



Категория: Статьи по инвайронментализму | Добавил: philosophy (27.09.2008)
Просмотров: 4050 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 4
4 philosophy  
0
Опять-таки никто не предлагает отказываться от всего того, что появилось в результате НТП, просто необходимо использовать экологическищадящие технологии. Например, когда-то выпускались холодильники и кондиционеры с фреоном, теперь же фреон заменили другими охладителями. Раньше все крема, одеколоны, парфюмерия испытывались на животных, что убивало их. Теперь же тестирование препаратов на животных практически не используется. Но тем не менее каждый день вырубаются милиионы кубометров леса, а ведь это место обитания тысяч видов животных. Например, в Китае вырубаются бамбуковые леса - среда обитания панд. Всего их в дикой природе осталось 1500! Мне например трудно будет жить, с осознанием того, что человечество повинно в гибели всех живых существ на Земле. Люди - самые молодые живые существа на планете. По сути - мы только гости, а хозяева животные, птицы, растения, реки, моря, океаны... Так почему же мы ведём себя как захватчики и убийцы. Необходимо больше работать со вторсырьём, утилизировать вредные выбросы и бытовые отходы, рационально расходовать питьевую воду... В общем я хотел сказать, что Вы можете думать о том, что человек никогда не откажется от "благ" цивилизации. Ну тогда у нас осталось ещё пара сотен лет и всё... На наш то с Вами век хватит, но подумайте о последующих поколениях. Поэтому у нас ещё есть маленький шанс исправить всё или хотя бы сохранить то, что осталось. Этот шанс называется человеческим разумом. Если мы его не используем, то дни человека и всего живого на Земле сочтены. Это не паранойя и не пессимизм. Если хотите - это даже оптимизм. Надо уметь осознать то, какие негативные последствия могут произойти в ближайшем будущем и попытаться предотвратить их. Одному или даже сотне тысяч это сделать не под силу. Нужно формировать подлинное экологическое сознание. Помните в советское время был лозунг - Человек - царь природы. Я с этим не согласен. Настоящий царь заботиться о своих подданных, а мы разграбили всё, что только можно, не думая о последствиях. Хотя и в СССР были люди, которые предупреждали об экологической угрозе... Так что выбор за нами...

3 Olejka  
0
Chto vi podrazumevaete pod malen'kim shansom? Ya dumayu, to chego chelovechestvo dostiglo k nastoyach'emu vremeni, malo kto ot etogo zahochet otkazat'sya. Ya nastol'ko privik k udobstvam ( svet, gaz, romp'yuter, TV, daje paketi dlya musora), chto trudno ot etogo otkazat'sya. I dumayu, chto ne tol'ko mne.

2 philosophy  
0
Я не выступаю против научно-технического прогресса. Но Вы сами видите, наверное, что человек сделал со своей Матерью - ведь природа - это МАТЬ. Мы же её уничтожаем. Да, человек полетел в космос, в квартирах есть газ, пока есть питьевая вода, пока есть чем питаться, пока есть деревья, пока есть дикая природа, но всё это пока. Человек вырубает леса, портит воду уничтожает дикую природу. Бог или какое-либо другое существо дало нам Природу не для того чтобы мы изхдевались над ней, а для рационального отношения. И если мы не сможем её сберечь на Земле, тогда человечество не достойно больше жизни. Помните фильм 5-й элемент, когда героиня Милы Йович сказала, зачем людям жизнь, ведь мы уничтожаем всё живое. Я с ней согласен. Мы уничтожаем всё живвое и ещё имеем совесть говорить о том, что всё это делаем из лучших побуждений. В общем у человечества есть ещё маленький шанс. Используем его - будем великими существами, не используем его- человечества больше не будет никогда...

1 Olejka  
0
Oleg Aleksandrovich, esli bi kajdiy chelovek zadumivalsya nad tem, chtob ne navredit' prirodnoy okrujayuch'ey srede, to chelovek ne poletel bi v kosmos, ne bilo bi elementarno gaza v kvartirah i t.p. Chto vi dumaete na etot schet?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz