ИНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ИНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Науменко О.А. Национальный Университет Узбекистана, г. Ташкент
Глобализация охватила к началу XXI в. практически все сферы человеческой жизнедеятельности. На волне экологического кризиса она проникла и в сферу экологической деятельности. К середине ХХ столетия в США и странах Западной Европы набрало силу течение инвайронментализма. Сторонники различных инвайронменталистских концепций убеждены в том, что их идеи, при воплощении их в жизнь станут панацеей. Противники же уверены, что идеология инвайронментализма способна уничтожить культуру и духовность человечества. Соотносимы ли понятия инвайронментализма и культуры народов в условиях устойчивого развития народов и стран в эпоху глобализации? Environmental – понятие, взятое из английского языка, означающее: «относящийся к окружающей среде, обстановке, окружению, экзогенный (как специальный термин)» . Учёный-эколог Н.Ф. Реймерс определяет термин «энвайронментология» или «энвироника», как «средологию», охрану окружающей человека среды . О.Н. Яницкий в статье «Инвайронментализм – идеология будущего?» рассуждает об инвайронментализме как о новой экологической парадигме . Инвайронментализм или инвайронментология определяет собой собственно научно-исследовательскую сферу экологии, стремящуюся к объективному исследованию и объяснению эмпирического (исторического) факта, события, явления, ситуации в их взаимосвязи c окружающей средой. Культура народов естественно включала в себя и экологическую культуру. Это легко прослеживается в различных народных культах, обрядах, мифах, религии и философии. Например, уважение к природе, почитание сил и духов природы является центральным моментом религиозно-философского учения зороастризма. Природа есть животворящая и одушевлённая Сила. Ярким примером почитания природы выступает древний праздник Навруз (праздник настолько древний, что уходит своими корнями в дозороастрийскую эпоху). Природа всегда была над человеком и внутри него. Идеи инвайронментализма ретроспективно возвращают человека в ту культурную эпоху, когда он ещё мог мирно сосуществовать с Силами природы. Культура народов Ближнего Востока, Центральной Азии сохранила в себе элементы, во многом пересекающиеся с идеями инвайронменталистских концепций. В индуизме и буддизме основой учений является идея подчинения силам природы. А сами эти силы выступают олицетворёнными божествами (в индуизме). В буддизме культ живой природы присутствует во всех направлениях, пропагандирующих преклонение перед живыми существами (кроме человека). Религия и мифология теснейшими узами связаны с культурой народов. Идеи инвайронментализма можно проследить и в фольклоре и в национальных художественных произведениях. Великий поэт и мыслитель Алишер Навои в поэме «Фархад и Ширин» в нескольких строках в сцене прощания героя Фархада с природой, передаёт нам всё существо природы и благоговения перед ней настоящего Человека: «… Степь, о степь! С меня уже упала жизни цепь… Твой день, бывало, в ночь я превращал, Так пыль вздымал и небо омрачал, Тебя избороздил следами я, Всю затопил тебя слезами я» Трагична сцена прощания Фархада с горой: «Как мучила тебя моя кирка, Но ты, могучая, была кротка… Я был жесток, а ты была добра. В мой смертный час прости меня, гора!..» Последние слова Фархада обращены и к птицам и четвероногим: «Всем вам я благодарность приношу, У всех у вас прощения прошу!..» Человек, имея такое великое наследие, должен впитывать его с молоком матери. Идеология инвайронментализма, вероятно, станет главенствующей в эпоху глобализации. Культура народов и инвайронментальные ценности во многом взаимно дополняют друг друга. Идея почитания природы, как некоего Живого, сверхъестественного существа – одна из древнейших идей человечества. Поэтому, естественно напрашивается вывод о том, что и инвайронментальные ценности в системе «человек – природа – общество», являются изначально присущими человеческой индивидуальности. Однако, столетия главенствования принципа «Человек – царь природы», вытеснили их на самый низкий психический уровень. Эпоха глобальных перемен сама по себе не несёт страх и ужас. Наибольшую опасность представляет переоценка ценностей, происходящая именно в эту эпоху. И, разумеется, изменение ценностных ориентиров затрагивает духовность и культуру народов. Как устоять человечеству (особенно молодёжи) под натиском «негативной» духовности и культуры. Инвайронментализм предлагает главной ценностью признать окружающую среду. Именно через осознанное понимание места окружающей среды в жизни человечества и своего места в окружающей среде придёт и понимание и познание самого себя. Неприятие общечеловеческих ценностей, прежде всего, вредит самому субъекту. Человек будто бы живёт внутри культуры, или, если хотите, цивилизации. Но на самом деле, это лишь призрак, мираж. Жизнь пройдёт, спадёт и призрачная пелена с глаз и человек понимает, что всё, чем он жил это только кристаллы льда, прекрасные под микроскопом, но тающие при соприкосновении с ладонью. Инвайронментальные ценности, на мой взгляд, не должны абсолютизироваться, но идея сплочения людей вокруг ценности окружающей среды не безосновательна. Смогла ли политика сплотить мир? Смогла ли религия сплотить мир? Может быть, инвайронментализм и есть та идеология, способная стать балансиром в устойчивом развитии человека и природы и вывести человечество на новый уровень осознания ответственности за свою судьбу и судьбу планеты. Наша планета из космоса кажется дрожащей каплей сапфира. И на ней вершатся судьбы миллиардов людей, происходит течение неуловимого времени в необъяснимом пространстве. Способны ли мы сохранить этот бесценный дар Вселенной и оставить его потомкам, не осквернив имя Человека? Ответить на этот вопрос придётся уже в ближайшем будущем.