СОВРЕМЕННА ЛИ ФИЛОСОФИЯ?
Суббота, 23.11.2024, 18:44
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [50]
Статьи по инвайронментализму [9]
Инвайронментализм - течение по охране окружающей среды

Наш опрос
Как Вы оцениваете современную экологическую ситуацию?
Всего ответов: 49

Главная » Статьи » Статьи по инвайронментализму

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Абдулов И.А., Науменко О.А.-

                                                         Национальный Университет Узбекистана. 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

 

 

     Широта и глубина научных проблем в творчестве В.И. Вернадского, диалектически дополняют друг друга. Так, казалось бы, прикладная, отрасль знания – почвоведение – в глазах молодого В.И. Вернадского имеет общенаучное значение: почва есть уникальная связь живого и неживого, Земли и Космоса, в ней идут непрерывные химические реакции, атомные перемещения, образуются минералы – всё это поддерживает существование жизни на планете. От почвоведения мысль В.И. Вернадского обращается к минералогии. И уже от минералогии – к геохимии, науке о законах атомной миграции в земной коре и околопланетном пространстве и биогеохимии, которая включает в рассмотрение и живое вещество.

     Переход биосферы в ноосферу возможен только при условии решения ряда проблем, перед которыми стоит человечество. К одним из таких относятся онто-экологические проблемы. В их числе: опасность коллапса биосферы вследствие разрушающего техногенного воздействия на окружающую среду; опасность выхода геофизических характеристик окружающей среды за пределы, необходимые для устойчивого существования Homo sapiens (изменение климата, разрушение озонового слоя и т.п.); опасность чрезмерного роста численности населения Земли нехватка природных ресурсов; изменение экологической ниши биологического вида Homo sapiens вследствие изменения состава биоты, вызванного техногенными воздействиями   (эпидемии, мутации и т.п.); истощение энергетических и минеральных ресурсов; суперурбанизация, погружение в мир эрзацев, искусственную среду обитания; чрезмерное развитие техносферы, вытеснение природной среды с поверхности планеты; иррациональный мир материального потребительства; растворение в новой среде обитания – виртуальной ойкумене.

     Инвайронментализм (философия охраны окружающей среды, философия экологии) предполагает решение этих проблем, что позволяет считать это социально-философское направление переходным этапом биосферы в ноосферу. Именно инвайронментальная философия должна сформировать в каждом человеке экологическое сознание и мышление, а также пробудить активность и ответственность. Сам В.И. Вернадский считал, что наука и демократия – два решающих фактора перехода биосферы в её высшее состояние – ноосферу, когда деятельность человека носит не стихийный, а глубоко осознанный и организованный характер, разумно перестраивая природные процессы в нужном человеку направлении. Классическая трактовка инвайронментализма подразумевает адаптацию человека к законам природы как единственный способ дальнейшего сосуществования.

     Одним из важнейших моментов в ходе развития цивилизации является её согласованность с эволюцией биосферы. Данная мысль является краеугольным камнем в огромном творчестве В.И. Вернадского. Для согласованности (в идеале гармонии) общества и природы необходим не только прогресс науки, но, говоря словами В.И. Вернадского, необходимо развитие разума в Космосе.

     В решении этих задач определённый вклад могут и должны внести такие отрасли как философия, экология, биология и методы их преподавания. В частности на философском и биологическом факультетах Национального Университета Узбекистана в течение ряда лет практикуется проведение совместных, расширенных семинаров по таким темам как возникновение жизни, появление человека и пути его эволюции. Причём, на семинарах рассматриваются различные, в т.ч. диаметрально противоположные точки зрения. Именно совместные семинары различных (но имеющих много общего) специальностей позволили шире, глубже обсуждать и усваивать рассматриваемые вопросы. Такой метод поможет в формировании у студентов нового стиля мышления, в котором человек подразумевается как часть природы.

     Охрана окружающей среды является одним из самых важных аспектов её рационального использования. Под охраной подразумевается понимание закономерностей размещения биологических видов, их трофических связей, глубинных процессов в биогеоценозах, а отсюда и рациональное использование природы, не забывая о том, что человек сам является её частью. Например, близ города Ташкент имеется зона отдыха «Чимган», которая включает в себя предгорные и горные массивы с наивысшей точкой 3309м над уровнем моря. Здесь в последние десятилетия развиваются турбазы, канатные дороги и др. Всё это предполагает захват у природы её части (бытовой мусор, водо- и газопроводы и т.п.), хищническое отношение к декоративным растениям (эремурусы, тюльпаны и др.). Отказаться от отдыха горожан конечно нельзя, но необходимо формировать экологическое сознание не только у руководства, но и у каждого отдыхающего. Ещё один пример. Всем известна Жемчужина Центральной Азии – озеро Сарез. В геологическом смысле оно имеет мизерный возраст (около 100 лет), но его настоящее и будущее вызывают споры и опасения (сейсмичность района, возможность новых обвалов, огромный натиск воды на естественную плотину и т.д.), т.е. это вопросы, которые надо ещё изучать. Также возможно использование запаса пресной чистейшей воды, развитие экотуризма, проведение занятий по географии, геологии, экологии со студентами. Здесь опять-таки необходим рационализм и умеренность. Другой пример свидетельствует о преступном отношении человека к окружающей среде. Это, в первую очередь трагедия Арала –   засоленность воды, истощение почв и опустынивание района. Администрирование прошлых лет стало смертельной плотиной Аральского моря. Тем не менее, в Узбекистане проводятся мероприятия по борьбе с опустыниванием, почвы обогащаются экологически чистыми удобрениями, рационально используется вода Амударьинского бассейна. Так же в Узбекистане принимаются меры по сохранению оставшихся водных участков Арала.

     Конечно, всё это не вернёт первозданную природу, но, тем не менее, заставит человека бережно относиться к окружающей среде, к флоре и фауне, по настоящему проявить своё рациональное начало.

     Биологические подходы к рассмотрению проблем перехода биосферы в ноосферу и их философское осмысление позволит расширить границы понимания этих проблем и сформировать новый категориальный аппарат путей их решения.

 

Литература

1.     Вернадский В.И. «Химическое строение биосферы Земли и её окружения». Изд. второе. М., «Наука», 1987г.

2.     «История философии». Под ред. Кохановского В.П., Яковлева В.П. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999г.

3.     Лесков Л.В. «Футуросинергетика. Универсальная теория систем». М., «Экономика», 2005г.

4.     «Мир философии». Книга для чтения. Ч.2. М., «Политиздат», 1991г.

Категория: Статьи по инвайронментализму | Добавил: philosophy (22.08.2007)
Просмотров: 2227 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz